Истинных себя мы можем найти только на КрестеНужно взирать на мир с Креста, будучи распинаемым с Богом. Все остальные мнения – это только кочки. Истинных себя мы можем найти только на Кресте. Мы часто суетимся, мечемся туда-сюда, а не понимаем, что нужно посмотреть на Небо, где всё написано ясно и чётко: «Люби ближнего своего, как самого себя». И ничего больше не нужно. Это слово и дело. Правая Ру:Вадим, духовный путь группы «Тёплая Трасса», являющейся одной из самых самобытных во всей формации «сибирского рока», уникален. Если многие рок-музыканты прошли через все искусы, прежде чем обрести Христа, то вы на православные ценности ориентировались изначально. Как вам этого удалось достичь? Вадим Макашенец: Начнём с того, что когда я встал перед проблемой поиска духовного пути, для меня всё изначально было уже ясно. Изначально я себя воспринимал (и воспринимаю сейчас) как русского человека, а если говорить словами Достоевского, то русский человек – насколько русский, настолько и православный. Исходя из этого, для меня Христос всегда был Богом – не в качестве отвлечённого понятия, а чем-то живым, насущным и необходимым в жизни. Внутренне я ощущаю Православие как Живой Дух Любви, Дух Правды, Мужества, Истины, Гармонии. Поначалу, конечно, все это казалось несколько общими понятиями, а сейчас я являюсь намного более воцерковлённым человеком. И процесс идёт, он всё более усугубляется, углубляется. По мере необходимости, сама жизнь заставляет нас идти в церковь. Постоянно есть такая потребность идти в храм и ощущать себя частью мистического тела Христова. Через это ты должен прочувствовать своё единение со всеми святыми и вообще всеми людьми, которые провозглашали Истину. Просто наше время уникально тем, что формы этого провозглашения нам даны более разнообразные. ХХ век дал нам много возможностей говорить о настоящем, высоком, о Боге. Одной из таких форм явилась рок-музыка, и для меня это сразу было несомненным. Я могу сказать, что я вижу, что несу в себе именно через рок-музыку. — А ведь другие много копий на этой почве сломали. Одни пытались сделать рок сугубо бунтарским, другие (некоторые отцы Церкви) – напротив, шарахаются от него как от явления якобы демонического. — Да, мне Бог дал правильное понимание сразу, что я могу ещё тут сказать? До «Тёплой Трассы» у меня тоже были попытки найти себе близких по духу музыкантов, и идея группы была жива ещё до тех пор, пока я нашёл своих друзей и единомышленников. Богом дано это было в нужное время. Определённым образом нашлись люди, и сложилась группа, ядро которой существует и поныне. Мы 16 лет вместе, за исключением нашего бывшего гитариста Сергея Кистанова ( «Талонова»), с которым мы вместе начинали. Он был одним из основоположников музыкальной концепции группы, и его уход был очень тяжёл для «ТТ». Но мы это как-то преодолели. Нам удалось сохранить изначальный импульс, дух русского рока. И для меня понятие «русский рок», прежде всего, ассоциируется с понятием «русский». Оно для меня выходит за рамки национальной принадлежности. Если говорить о такой составляющей рока как бунтарство, то оно у нас, несомненно, присутствует. Это что-то революционное и разрушающее. Но, опять же, когда мы затевали нашу группу, я читал Священное Писание. Это мне давало силы для дальнейших действий. Я постоянно находил подтверждение в Слове Божием тому, что происходит с нами и и вообще в мире. Если Христос говорит, что «не мир я вам пришёл принести, но меч», то эти слова были оправданием какой-то нашей разрушительной составляющей. Церковь Христианская – воинствующая Церковь. Являясь воинами Христа, мы, соответственно, находимся на войне. Здесь даже убивают – вот ведь какая штука!! Всё дело в том, ради чего ты существуешь, живёшь и воюешь. Бог оправдывает тебя, если ты воюешь за Него, не лицемеря и не лукавя, осознавая свою немощь и греховность, порочность и слабость. Каясь перед Богом в своих немощах, мы получаем дополнительную силу, чтобы действовать. — Благодать? — Да, Благодать. Все чудеса, которые с нами происходят, тоже есть действие Благодати. Больше ничем это не объяснить. А феномен «Тёплой Трассы» смотрится ясным и простым, когда глядишь на него с точки зрения христианина – человека, который ведёт войну со своими грехами. — Действительно, в ваших песнях чувствуется христианский подход. Даже при описании каких-то сугубо обыденных вещей. — Этим у нас было проникнуто всё и сразу. И потом, по мере становления и взросления всё это находило оправдание. Единственное, что от нас требовалось – это освобождение от каких-то личных грехов, слабостей, страхов, немощей. Конечно, мы все служим Богу, мы все ходим под Богом – и другого пути у нас просто нет. Это очень хорошо, это прекрасно вот так существовать, находясь в гармонии с миром. То есть, не отвергая мир, но идя в него вооружённым этой правдой. И с Его помощью мы сильнее всех. Потому что, если Бог с нами, то кто против нас? Нет силы на Земле, которая могла бы нас сломить – кроме нас самих, наших немощей, сомнений и слабостей. — В плане индивидуальном действительно рецепт ясен: пойти в храм, покаяться, смирить гордыню. А что нам делать на уровне общества? Есть какие-то соображения насчёт политической жизни России? Или вы так далеко не дерзаете глядеть? — Если говорить о политике, то она меня интересует постольку, поскольку она является составной частью того, что существует в мире. Раз мы живём в мире, то нужно адекватно реагировать на то, что в нём происходит, прогнозировать какие-то вещи, ориентировать себя в окружающей действительности. Но понятие политики сегодня извращено. Политикой может заниматься только святой человек. Потому что политика – это власть. А власть принадлежит Богу. На Земле Господь даёт власть своим помазанникам, которые в ответе только перед Ним, а не перед людьми и не перед миром. Сейчас такой власти нет. Поэтому и политика нас не сильно интересует. Я отдаю себе отчёт в том, что недостойно христианина заниматься дележом отнятой у царей власти. Нам остаётся только ждать Второго Пришествия – Дня, который уже не за горами, он всё ближе и ближе. Поэтому нужно держать ухо востро, но и совсем удаляться от этой сферы не надо. Я вполне спокойно общаюсь с людьми, которые занимаются политикой. Для меня не важно, кто человек – демократ или национал-большевик. Хотя я понимаю, что демократы – это люди более ослеплённые, чем, скажем, те же лимоновцы. И я, естественно, сочувствую больше национал-большевизму и партии «Родина». Но, с другой стороны, нужно трезво оценивать происходящее и понимать, что за всей политикой стоит тот самый персонаж, который именуется Князь Мiра Сего. И мне жаль этих мальчиков-лимоновцев бедных, которые по тюрьмам сидят – с отбитыми почками и поломанными рёбрами, жизнями загубленными. Я их очень люблю и за них переживаю. Не хочу судить Лимонова, но у меня такое подозрение, что это – очередная провокация, которых сегодня много происходит, в том числе, и со скинхедами. Народное, стихийное русское движение к Свободе наши враги пытались, пытаются и будут пытаться в ближайшее время направить в прямо противоположное русло и столкнуть лбами силы, которые, на самом-то деле, являются братьями, сами того не подозревая. Мы должны идти вместе, потому что у нас-то – Бог один, одна правда на Земле. Есть правда – есть ложь, есть добро – есть зло. Это не отвлечённые понятия, это – плоть и кровь. Нам нужно просто открыть глаза, встать и идти, избавиться от этого страха. — Вы полагаете, страх людей — причина всего? — Почему люди боятся? Бояться-то нечего, потому что Бог с нами, Он сильнее Дьявола. А люди придавлены этим страхом, начинают безумствовать, восставать против Церкви, идти за сатаной – первым революционером. А он – полное ничтожество. Каждому христианину надо уяснить простую истину: бесы не могут ничего!! И без попущения Божьего они бессильны что-либо делать. То, что сейчас происходит – это творящийся Суд Божий. Когда даётся полная свобода человеку – вот это по-настоящему страшно. Сегодня всё вылезло наружу, вся Преисподняя здесь. Включи телевизор в любое время суток – там бесы откровенно, прямо призывают бороться с Богом, ненавидеть любовь, лгать, обманывать, насиловать и так далее. Соблазняются те, кто не утверждён, нетвёрдо стоит в Истине. Здесь не нужно говорить высоких слов о Благодати, употреблять богословские термины. Нужно быть просто честным человеком. Скажу больше: нужно быть человеком. Не надо быть сверхчеловеком – это всё от того падшего архангела, который ныне с рогами, козлиной бородой и источает ядовитые газы, которые дурманят сознание человечества. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, как говорится у Антония Великого. Власть богоборцев – это всего лишь видимость. — Но с другой стороны, они ведь действительно могущественны. Причем не только у нас, но и во всем мире. Взять хотя бы пример той же Америки… — Могущество американского империализма – это полная туфта. Трусливее солдата, чем американский, никогда на свете не было. Всё это основано на песке. Это – мираж, мыльный пузырь. Только вкоренённый в нас десятилетиями страх мешает нам увидеть Истину. А нам надо понять, что человек является хозяином планеты Земля, а никакие не бесы, не падшие ангелы, не самозванцы, которым осталось всего-то немножко здесь покуролесить. Они поэтому так неистово себя и ведут, поскольку понимают, что тысячелетняя война за души людей уже практически завершена. Вечность входит в нашу жизнь. Это ощутимо на всех уровнях. Времена заканчиваются, течение жизни уплотняется, Бог проявляет себя всё чаще и больше. Сейчас время вообще совершенно уникально. И кстати, русский рок – прямое свидетельство того, что не нужно бояться вообще ничего. Если ты пользуешься любым изобретением человечества во Славу Божию, то это – во благо. Это касается и музыки, и кибернетики, и Интернета. — А в песнях как эти смыслы отражаются? На концерте «Теплой Трассы» в клубе «Археология» очень запоминается песня «Родина Огненного Ордена». — Ее смысл, конечно, гораздо шире, чем политика. Всё наше творчество метафизично. Я пишу, говорю, существую в мире, где правят законы Духа. А поскольку я поэт, то выражаю своё видение мира. По большому счёту, Церковь Христова – это Православная Церковь. Я считаю, что Христос основал именно её. А то, что католики потом откололись и придумали себе Папу как фетиш и прочие глупости – это говорит лишь о человеческой слабости. Но я допускаю, что и в католичестве теоретически могут оставаться какие-то благодатные токи. И у католиков есть свои истово верующие, которые в глубине души сохраняют верность Богу. А мы раз родились на русской земле, то обязаны перед нашими отцами сохранять верность нашей Церкви, причащаться в наших православных храмах. Я чувствую, что я должен исповедоваться и причащаться. Без этого я – ничто. Я реально ощущаю в физическом теле эту благодать, эту силу, которая мне подаётся через участие в таинствах Церкви. Об этом я могу заявить абсолютно точно. А любому другому человеку – я не судья. Например, у нас есть пример Марии Египетской, которая исповедовалась и причастилась только один раз, но за 40 лет изнурения плоти в пустыни достигла просто нечеловеческой святости, таких высот, что мало кто вообще может с ней даже рядом стоять. — Но, тем не менее, вы для себя сделали выбор: Русская Православная Церковь, Московская Патриархия… — Естественно! Но, опять же, я выбор не делал. Я всегда чувствовал своё абсолютное родство именно с этой организацией, если говорить земным языком. Для меня Церковь, бабушкины иконы всегда излучали эту Благодать и Свет. Насколько я себя помню, всегда ощущал какой-то трепет перед крестом. Это есть в крови, это в русском духе. Как пел Высоцкий, «мне выбора, по счастью, не дано». Я процентов на 30 как личность сформирован под воздействием Высоцкого. Кстати, о Высоцком неизвестно, был ли он вообще крещён. Но осуждён ли он на вечные муки или же всё-таки оправдан своими песнями – не нам судить. Я уповаю на Милосердие Божие, но мы никогда не выразим словами Его Любовь. Мне дано некое знание о Его милостях, и я пытаюсь выразить это в песнях «Тёплой Трассы». Я мыслю не отвлечёнными категориями, и могу сказать о Высоцком и о себе его же словами: Он был лучше добрее, добрее, добрее, Ну а мне – повезло… И перед Богом, врагами которого являются на самом деле не сатанисты, а фарисеи, лицемеры, не важно, какую ты одежду носишь, какой длины у тебя борода. Он смотрит прямо в сердце, и ему важнее твоя чистота, направление твоей души. И, исходя из того, что Бог видит, человек уже определяется – направо или налево. Я не приемлю в людях ложь. И «Тёплая Трасса» во многом создана ради войны с лицемерием, с показушеством, которое погубило когда-то и Советский Союз. Нужно взирать на мир с Креста, будучи распинаемым с Богом. Все остальные мнения – это только кочки, это ложь. Истинных себя мы можем найти только на Кресте. — Отражена ли у вас в песнях мистика христианского брака, путь обретения единственной жены? — Да, у нас, допустим, есть альбом «Царица Небесная», где эта тема впервые поднята. Дальше – альбом «Всё Впереди». Начиная с «Царицы Небесной», тема женщины в жизни русского православного мужчины была поставлена как вопрос и одновременно как ответ. Ответ простой: если я имею веру такую, что и горами двигаю и что-то ещё творю несусветное, но любви не имею, то я – ничто. Без любви человек не может жить. Естественно, у каждого мужчины есть своя половинка, где-то она ходит по Земле. И найти её на каждого – это наша задача. Ведь она ходит, она ждёт, она мучается, страдает ещё больше, чем мы. Женщинам тяжелее переносить одиночество. Она где-то есть – твоя конкретно половинка, если ты её не нашёл ещё. Но мы, к сожалению, находясь во мраке греховности, не можем рассмотреть её. В своё время я не нашёл, не увидел, перепутал. Думал, что это – моя половинка и ошибся. Но и тут Благодать проявляется в том, что вроде бы в каких-то совсем не сопоставимых вещах рождается что-то цельное, настоящее и живое. И если ты у Бога действительно просишь, то Он способен сделать для человека невозможное. Тут нужно, прежде всего, верить в свою любовь, в свою половинку. Да, она одна, когда приходит твоя любовь, очень важно её увидеть, распознать, принять как свою любовь и сохранить. Ты перед Богом отвечаешь за это. И, может быть, это то, что тебя спасёт. Может быть, ты ради этого явился в мир. Если тебе не дано каких-то высших дарований, то эта простая любовь может возвысить обоих до Богоподобия. Это абсолютная реальность и эта тема звучит в нашем творчестве. Потому что мы пишем только о том, что происходит в реальности. Ведь всё это не взято с потолка. То, что мы прошли сами, есть в наших песнях: отчаяние, ужас, мрак, а потом — Сила, Надежда, Свет. Мне, как православному человеку, дан один путь любви между мужчиной и женщиной – путь православного брака. Другого не дано. Нужно венчание, иначе – это просто будет блудом. Нужно покаяться во всех блудных похождениях, помыслах, желаниях и с чистой душой ждать свою любовь. И любовь, по определению, чиста, как голубица. Она приходит только сверху, от Бога. С другой стороны, она приходит совершенно неожиданно: «любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь». Тут такие противоречия, в которых, на самом деле, интересно жить. Путь любви вообще единственный. Если говорить обо мне, то сейчас я нахожусь в состоянии ожидания. Когда ты любовь не ждёшь, не торопишь события, именно тогда ты её и ждёшь по-настоящему. И тогда-то Бог её тебе даёт. Если говорить словами Священного Писания, «добрая жена – это Благодать Господня». С одной стороны, это нужно, наверное, заслужить какими-то подвигами. С другой, как Дар Божий это тебе может быть дано ни за что. Человек подлый, ничтожный, грешный – и вдруг его полюбила прекрасная девушка, верующая, светлая, настоящее небесное создание. Вот это и есть Благодать, хотя в песнях у нас так прямо, конечно, не говорится. Вообще у нас нет доктринёрских песен. У нас нет лозунгов, я не учу жить, а просто описываю свою внутреннюю реальность. — В своё время меня поразила ваша песня «Под Занавес» из альбома «Критика Танка». Она ведь тоже об ожидании Единственной и о неправильном выборе? — Ну да. Раньше для меня это не было таким насущным вопросом. Я был когда-то женат, потом развёлся. К сожалению, не «развенчан» до сих пор, никак не могу собраться с силами и духом это сделать. Хотя это необходимо, иначе – все эти слова о второй половинке будут бессмысленны. Это как раз понятно: все мы – грешные, и я самый грешный из всех грешников. Чем дальше я живу, тем это больнее и острее – ощущение своего одиночества и желание иметь половинку свою рядом. И эта песня «Под Занавес» – одна из попыток выразить своё внутреннее переживание. Здесь я собрал всю свою надежду, веру в то, что всё будет хорошо, и надо оставаться человеком, а не уподобляться животным. Необходимо уподобляться Господу Богу – и всё будет так, как нужно. Мы часто суетимся, мечемся туда-сюда, а не понимаем, что иногда нужно поднять голову, посмотреть вверх и увидеть, что там, на Небе, всё написано ясно и чётко: «Люби ближнего своего, как самого себя». И ничего больше не нужно. Это слово и дело. Пушкин говорил, что для поэта дело является словом. Ты пишешь – и ты творишь, то есть реально влияешь на мир, преображаешь его. Многие из нас спят, а надо всего лишь пойти на свет – и «в спасённой России будет весь мир свои души спасать», как поёт Жанна Бичевская, одна из моих любимых нынешних певиц. Я её очень люблю – вкупе с Иеромонахом Романом. А так больше мне особо назвать-то и некого. — Новый альбом записываете? — Идёт дело. Записываем новый альбом, слава Богу. Давно мы это сделать собирались, как-то всё не складывалось, всё какие-то препоны были. Но дело пошло, и остаётся только молиться, чтобы оно завершилось в виде нашего очередного альбома, который будет лучшим. А иначе просто нельзя жить. Ты должен по-любому идти вверх, развиваться. Плохое — всегда в прошлом, а хорошее всегда впереди. Вся история «Тёплой Трассы» – это оправдание этого принципа. — Какие напутствия вы могли бы дать читателям Правой.Ру? — Ещё раз повторюсь, что насущность Церкви в нашей дни явлена довольно конкретно. И пока есть возможность исповедоваться и причащаться, нужно это делать. Тем более, сейчас Великий Пост — особо благодатное время для этого. Это – чудесное время, радостное и позитивное. Поэтому нужно использовать его максимально плодотворно. Каждую субботу и воскресение надо быть в церкви. Если получится, каждую субботу исповедоваться, а каждое воскресение – причащаться. Готовиться, и эту Радость Причастия хранить в себе, усугублять, взращивать и потом суметь вместить Пасхальную радость – радость твоей воскресшей души, которая воссоединится окончательно и бесповоротно с Господом нашим Иисусом Христом. С лидером группы «Теплая Трасса» Вадимом Макашенцем беседовал Денис Ступников |